Рождение и смерть – естественные процессы, которые сопровождаются бюрократическими сложностями, оформлением ряда документов. Основной документ, необходимый для организации похорон или кремации – свидетельство, подтверждающее смерть человека. Расскажем, как и когда его нужно получить, что должно быть указано на бланке.
Это документ, подтверждающий смерть гражданина. Если его нет, у полиции могут возникнуть вопросы к родственникам умершего. Без бланка с гербовой печатью нельзя снять человека с регистрации по месту жительства, получить имущество в порядке наследства, не получится захоронить тело.
В свидетельстве указывается такая информация, как:
В РФ получить этот документ можно только с российским гражданством. Если умер иностранец, родственники обращаются в посольство для решения всех вопросов.
Важно: по закону о смерти нужно сообщить в течение трех дней после того, как вы обнаружили тело.
Для оформления документа обратитесь в ЗАГС или МФЦ по адресу регистрации умершего или по месту обнаружения тела. Обращение в многофункциональную организацию более удобно: здесь меньше очередей, получить свидетельство можно быстрее. Приведем инструкцию:
Для оформления свидетельства потребуются следующие документы:
Иногда нужны дополнительные документы: судебное решение, подтверждающее смерть, если человек пропал, и его местонахождение неизвестно на протяжении пяти лет. При обращении в ритуальное агентство оформите доверенность на сотрудника. Официальные бумаги предоставляются в оригинале.
Обычно свидетельство выдается близким родственникам умершего, однако на практике получить его может любой человек, взявший на себя организацию погребения или кремации. На практике это специалисты ритуального агентства, оказывающие услуги сопровождения похорон под ключ.
Получить его нужно для следующих действий:
Оформить свидетельство можно только при документальном подтверждении смерти. Помимо справки, которая выдается в медицинской организации, сотрудники которой констатировали гибель, есть и другие официальные бумаги. Так, решение суда выдается, если человек пропал без вести и был признан умершим (по гражданскому законодательству это возможно, если информации о нем не было в течение пяти лет). Документ из прокуратуры нужно получить для подтверждения факта смерти жертв репрессий, прошедших в дальнейшем реабилитацию.
Если вы утратили документ, похоронить человека без него невозможно. В этом случае вам потребуется дубликат. Одновременно можно заказать и справку, подтверждающую факт регистрации смерти. Дубликаты выдаются в органах ЗАГС, подать заявление на их оформление можно онлайн.
Для этого перейдите на портал Госуслуг (у вас должна быть зарегистрированный аккаунт, подтвержденная учетная запись). Выберите раздел для получения повторных и первичных свидетельств, перейдите к составлению заявления.
В документе укажите:
Отправьте заявление и оплатите государственную пошлину за утерю или порчу документа. На сегодняшний день она составляет 350 рублей. Выберите удобную дату и время для посещения отделения ЗАГС. Оформить дубликат можно и через МФЦ, для этого заранее выберите отделение, которое оказывает такую услугу (в некоторых регионах услуга через МФЦ не предоставляется).
Дубликат потребуется в следующих ситуациях:
Таким образом, свидетельство, подтверждающее смерть – основной документ, требуемый при захоронении и кремации, который выдается в ЗАГСе или многофункциональной организации. Оформить его может как близкий родственник, так и другое лицо, взявшее на себя процедуру захоронения, например, ритуальный агент. Получить официальную бумагу можно лично, в день обращения.